Старый Нижний: "Москвичи" и "Победы" как памятники послевоенной эпохи
- 4 декабря 2013
- 16+
- Галина Полурожина
4 декабря 1946 года свет увидел первый «Москвич» - любимый автомобиль целого поколения советских людей. Машина была создана по личному распоряжению товарища Сталина.
За основу был взят "Опель-Кадетт" , то есть смело можно сказать, что прадед раритетного автомобиля — иномарка не самого плохого производителя в мире. Самому Сталину «Москвич» нравился настолько, что он написал на документах: «вносить конструктивные изменения запрещаю». И это несмотря на то, что в автомобиле не была предусмотрена печка, отсутствовали ремни безопасности, а максимальная скорость составляла 90 км в час. Зато очень радовала цена машины — всего 8000 рублей. А в те времена даже «Победа» стоила 20 тысяч. Зарплата рабочего составляла тогда 130 рублей, а советского инженера — 400 рублей.
В послевоенное время катастрофически не хватало стали, поэтому автомобили выпускались с брезентовым верхом. Правда, советские автомобилисты не понимали суть такого новшества, и понятие «кабриолет» было чуждым для них. Поэтому модель не пользовалась особым спросом. Однако версия автомобиля со стальным верхом была очень популярной, за ней люди стояли в очереди годами.
Мало, кто знает, что Московский завод малолитражных автомобилей в начале века был филиалом Горьковского автомобильного завода. ГАЗ также в довоенное время производил автомобили по чертежам зарубежных конструкторов. Первые автомобили выпускались на основе моделей американской фирмы «Ford». Однако инженеры «ГАЗа» вносили множество конструктивных изменений в чертежи: были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую. Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, конструкторы «ГАЗа» создали обширное семейство оригинальных серийных моделей .
Параллельно тому, как в послевоенное время московский завод налаживал выпуск «Москвичей», на «ГАЗе» полным ходом с контейнеров выходили «Победы». Промышленность того времени была готова к тому, чтобы выпускать именно недорогие и упрощенные модели, сродни «Москвичу», однако горьковские инженеры продолжали усовершенствовать «Победу», доводя ее до автомобиля повышенного класса. Но такая машина и времени занимала больше для разработки и выпуска.
«Москвич» продолжал развиваться, и уже через какое-то время на его базе выходят фургоны и спецмашины.
«Победа» тем временем тоже набирает обороты, и в 1956 году даже начинает экспортироваться за рубеж. Ее производство завершается к 1958 году.
И «Москвич» тоже приобретает популярность, имея к 1960 год цену уже в 16 000 рублей. Он выпускался вплоть до 2001 года, но после середины 60-х годов это были уже совсем другие, современные модификации.
А коллекционеры и по сей день отдадут бешеные деньги за 400-ую модель «Москвича». Можно точно сказать, что модели того времени, как «Москвичи», так и «Победы» стали настоящими памятниками далекой послевоенной эпохи.