После принятия закона о донорстве сдавать кровь в Нижнем Новгороде стали меньше

В январе этого года вступил в силу закон, запрещающий выплаты за сдачу крови. Журналисты и врачи по всей стране забили тревогу: по прогнозам, из-за отсутствия поощрений количество желающих сдать кровь должно было критически снизиться. А сегодня, 21 марта, в Нижнем Новгороде даже проходит акция «Вместе за жизнь!». Цель акции – напомнить нижегородцам о проблеме дефицита донорской крови. Какова нынешняя ситуация с донорством в столице Поволжья? Журналист «Pro Города» решила выяснить это, испытав донорство на себе.

Очереди нет
Нижегородский областной центр крови им. Н. Я. Климовой на улице Родионова работает с восьми утра. Я отправляюсь туда к самому открытию, чтобы потом успеть на работу. Хотя донорам полагается льгота в виде освобождения от работы в день сдачи крови, я решила ею не пользоваться. На работу мне хотелось бы успеть побыстрее, и я начинаю верить, что так и получится. К счастью, очередей не было ни в раздевалку, ни в регистратуру.

Анкета для доноров
В регистратуре я заполняю анкету, смело ставя во всех графах «нет»: я не беременна, не принимала алкоголь, наркотики или лекарственные препараты, чувствую себя просто прекрасно и в обморок падать не собираюсь. Я отправляюсь в лабораторию, чтобы сдать мгновенный анализ крови.

Кровь на карантине
После того, как в лаборатории убедились, что с моей кровью все в порядке, и заодно уточнили ее группу, которую я точно не помнила, меня отправили к врачу. Врачи принимали в трех кабинетах, я попала во второй. Врач-трансфузиолог, строгая черноволосая женщина, уточнила, чем я болела, измерила мое давление и тщательно осмотрела вены. Меня немного обидел такой подозрительно долгий осмотр моих кровеносных сосудов. Впрочем, быть донором — это огромная ответственность. Мою кровь могут перелить больному, возможно, ребенку. Правда, перед этим пройдет полгода — все это время сданная мною кровь в замороженном виде будет находиться на карантине. Для того, чтобы ее могли перелить кому-то, мне надо будет приехать в центр переливания спустя полгода для лабораторного обследования.
Врач разрешил мне сдать 370 миллилитров крови.

Донорский паек
Перед сдачей крови обязательно нужно выпить сладкий чай и что-нибудь съесть. Для этого существует «буфет» для доноров - это небольшая комната с белыми стенами и столами. Там мне выдали пластиковый стаканчик с кипятком, пакетик чая, 30 граммов сахара и пачку печенья. Когда-то доноры получали полноценное питание, но сейчас это все, что можно получить, приехав сдавать кровь. «Донорский паек», который согласно новому закону доноры должны получать вместо денежной компенсации, пока никому не выдают. Причина прозаична — депутаты еще не придумали, чем и как кормить доноров и никаких законов по этому поводу не приняли.

«Вам левая рука подойдет?»
Перед операционной я надеваю большие бахилы — это не привычные пакетики на обувь, они сделаны из плотной ткани и похожи на большие белые валенки. «Вам левая рука подойдет?», - спрашивают меня. Я немного теряюсь, даже не думала, что есть какая-то разница. «Ну может, там вены лучше», - объясняют мне. Я сажусь в кресло, которое сделано под левую руку, и осматриваюсь. Сдающих кровь немного, но и сказать, что операционная пустынна, тоже нельзя. Какой-то мужчина спит прямо в кресле, другой говорит по телефону, кто-то, как и я, крутит головой и задает вопросы. Один из доноров, Анатолий Дербенев, сидит в кресле с ноутбуком: его срочно вызвали в центр переливания, чтобы сдать тромбоциты для больного, а ему, тоже срочно, нужно доделывать его работу. «Сдача крови - это кармическая штука, - говорит он, не переставая печатать, - я очень хочу помогать людям и сдаю кровь уже три года. Со счета сбился, который раз сдаю».

Доноров берегут
Все прошло очень быстро — кровь у меня собирали минут пять-семь. Все это время нужно было сильно сжимать кулак и медленно его разжимать. Надо сказать, что все время, пока я сжимала и разжимала кулак, обо мне очень нежно заботились медсестры. К донорам в центре переливания вообще относятся уважительно и ласково — доноров берегут.

Социальные меры
За сдачу крови мне заплатили 250 рублей. Впрочем, это не является, собственно, платой. Как объяснила мне заведующая донорским отделом Галина Бодунова, эти деньги являются «дополнительной мерой социальной поддержки». Это небольшую «меру» предоставляют людям «безвозмездно сдавшим кровь или ее компоненты» согласно постановлению Правительства Нижегородской области. Деньги не являются компенсационными выплатами за питание, как это было до принятия закона. «К примеру, многие приезжают сдавать кровь из области, - объяснила Галина Николаевна, - добраться до нас им довольно сложно. Таким образом мы компенсируем оплату за проезд».

Сдавать кровь стали меньше
Ежедневно в Нижнем Новгороде кровь сдают 350-400 нижегородцев. «Лечебные учреждения обеспечены кровью, - говорит Бодунова. - Но чтобы удовлетворить потребность в крови в полном объеме, необходимо, что ежедневно кровь сдавали 500 человек». По словам заведующей, после вступления в силу закона количество доноров уменьшилось, но незначительно — на 4 процента. Также она рассказала, что «донорский паек» должен появиться в ближайшее время, он сейчас проходит процедуру согласования. На вопросы о том, когда он появится и что конкретно будет в него входить, Галина Николаевна ответить не смогла. «Видимо, мясные или рыбные продукты, овощи», - предположила она. 

Чтобы стать почетным донором нужно 40 раз сдать кровь или 60 раз плазму. После этого присваивается звание почетный донор России.

 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости