Старый Нижний: Фуникулер у кремля пытаются восстановить уже 6 лет
- 6 ноября 2012
- Ирина Кузнецова
О восстановлении фуникулера в Нижнем Новгороде вновь заговорили на прошлой неделе. Каким он был раньше и когда о его возрождении заговорили впервые, выяснил портал ProGorodNN.ru.
Фуникулер мог быть конно-железной дорогой. Первый в Нижнем Новгороде фуникулер начал работу 21 июня 1896 года. Нижегородский фуникулер, или элеватор, как его называли в то время, своим появлением в первую очередь обязан проведению Всероссийской промышленной и художественной выставки в 1896 году. Но впервые мысль об улучшении подъема в гору и кремль возникла намного раньше. Нижегородский механик В. И. Калашников еще в 1885 году обратился с предложением устроить подъемник собственной конструкции для доставки нижегородцев с Нижнего базара (Скоба в начале ул. Маяковского) на Верхний базар. А в 1889 году московская фирма «Ф. И. Герле и К°» представила свой проект подъемника: предложила построить конно-железную дорогу по верхней и нижней частям города. Проект этой фирмы заинтересовал городскую управу и был направлен на утверждение в Санкт-Петербург, где его одобрили и вернули на доработку. 20 января 1893 года Ф.И. Герле и его компаньон Р. Я. Килевейн предложили вместо конки построить электрическую железную дорогу.
Фуникулер работал 30 лет. В Нижнем Новгороде трамвайные пути оборудовались фирмой предпринимателя из Санкт-Петербурга - камер-юнкера Р. К. фон Гартмана. Он предложил устроить две отдельные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулерами, получившими названия Кремлевский и Похвалинский. Проект Городская Дума одобрила. Впоследствии нижегородцы пользовались фуникулером для быстрого подъема в гору. Позднее нужда в фуникулере отпала, и в 1926 году он был закрыт.
6 лет восстанавливают. Проектирование возрождения фуникулера началось еще в 2006 году. Год назад сообщалось, что проект практически завершен. Вагон для пассажиров был построен несколько лет назад одной из московских компаний. В 2007 году бывший тогда мэром Нижнего Новгорода Вадим Булавинов заявлял, что строительство фуникулера можно начать лишь после проведения работ по укреплению откоса Нижегородского кремля. По его словам, стены кремля находятся в «ненадежном состоянии, есть вероятность разрушения Нижегородского кремля». Изменилась ли ситуация с тех пор - неизвестно.
Восстановить планировали к 4 ноября. Год назад глава администрации города Олег Кондрашов решил возобновить проектно-изыскательские работы по оборудованию фуникулера, который будет курсировать от Нижегородского кремля до площади Народного единства. На строительство фуникулера администрация Нижнего Новгорода в 2012 году намеревалась выделить 10 миллионов рублей. Пустить его в эксплуатацию планировали к 400-летию нижегородского ополчения.
Каким он будет? Предполагается, что фуникулер будет состоять из двух кабинок. Они будут двигаться по одному канату, а на подъеме разделяться. Вагончики будущего фуникулера будут выполнены в стиле ретро, но это будет современная модель, отвечающая всем требованиям безопасности. Причем, если в старом вагоне 19 века было всего 20 сидячих мест, то в новом их будет в 2 раза больше.