Нижегородские студенты-физики назвали тренды преподавания на форсайт-лекции
- 19:23 24 декабря
- Нина Серебрякова

В Мининском университете организовали форсайт-лекцию под названием "Размышление о будущем". Участие в ней приняли ученые-физики, опытные педагоги и студенты вуза. Это мероприятие было частью цикла событий, направленных на обучение нового поколения преподавателей физики. Об этом сообщает "Время Н".
Форсайт-лекция "Размышление о будущем" представляет собой стратегическую сессию для прогнозирования, которая объединяет экспертные мнения с активным участием аудитории для определения ключевых тенденций в обсуждаемой сфере. Нам крайне важно мнение студентов, решивших посвятить свою жизнь физике, а также педагогической и просветительской деятельности, поскольку в сентябре 2025 года наш университет начал апробацию разработанной по заданию Минпросвещения модели программы "Введение в педагогическую профессию учителя физики" в нескольких нижегородских вузах, - говорит ректор Мининского университета Виктор Сдобняков.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры андрагогики и управления развитием Мининского университета Галина Игнатьева рассказала о том, как проходил диалог со студентами.
Мы начали обсуждение со студентами о профессии "Учитель физики", акцентируя внимание на самообразовании и цифровых инструментах. В ходе дискуссии применялся форсайт-подход: мы рассматривали различные сценарии будущего и проводили SWOT-анализ вызовов, стоящих перед педагогикой. Эта лекция способствовала глубокой рефлексии, - отмечает доктор педагогических наук, профессор кафедры андрагогики и управления развитием Мининского университета Галина Игнатьева.
Будущие преподаватели физики обозначили ряд ключевых направлений. Среди них - переход от изучения учебников к активной работе в лабораторных условиях, что, по их мнению, увеличивает уровень компетенций на 32%. Они также подчеркнули значимость саморазвития в рамках многотрековой модели обучения, применяемой в педагогических вузах. Еще один прогноз, касающийся 2026 года, предусматривает внедрение стандартов ЕАЭС и использование технологий виртуальной реальности (VR) в школах.
Современный учитель физики должен уметь интегрировать VR, искусственный интеллект и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также воспитывать исследователей, способных отвечать на технологические вызовы, - уверены участники форсайт-лекции в Нижнем Новгороде, студенты Мининского университета.
Напомним, 23 декабря 2025 года в Нижегородском Мининском университете создали методику подготовки будущих учителей физики. Эта уникальная программа, разработанная учеными вуза по заданию Министерства просвещения России, призвана помочь студентам быстрее приобрести необходимые навыки. Подход, названный ситуационно-позиционным обучением, существенно отличается от традиционного изучения теории, так как предполагает глубокое погружение в реальные условия работы.