«Ростелеком»: цифровизация Нижегородской области несмотря на ограничения связи
- 23:03 16 декабря
- Нина Серебрякова

Развитие цифровых технологий в Нижегородской области вышло на новый уровень, предлагая как гражданам, так и предприятиям современные цифровые решения. Этот прогресс не остановили даже усиленные меры безопасности. О том, как обеспечивалась связь для жителей региона, а также о текущих и будущих цифровых планах, рассказал Евгений Петров, вице-президент и директор Нижегородского филиала "Ростелекома", во время пресс-завтрака, который состоялся 16 декабря. Сообщается на "Нижегородская Правда".
Одной из главных особенностей прошедшего года стало усиление мер безопасности, что привело к ограничениям мобильного интернета и связи для населения Нижегородской области.
"Бумом текущего года можно назвать колоссальный интерес физических лиц к фиксированной связи. Прежде всего речь идёт о тех районах Нижнего Новгорода и городах Нижегородской области, которые были наиболее подвержены ограничениям мобильного интернета. Что касается юридических лиц, то здесь наблюдались две тенденции - интерес к фиксированной связи и к публичному Wi-Fi. Спрос не перестаёт нарастать. Компании, в том числе государственные, заинтересованы в том, чтобы их клиенты, партнёры и контрагенты имели возможность быть на связи", - рассказал Евгений Петров.
Евгений Петров отметил, что потребность в Wi-Fi увеличивалась в 2-4 раза в разные месяцы.
"Более 150 точек публичного Wi-Fi было установлено в социальных учреждениях - больницах, поликлиниках, роддомах, МФЦ в Нижнем Новгороде, Кстове, Дзержинске и других населённых пунктах, столкнувшихся с ограничениями. Большой интерес к публичному Wi-Fi продемонстрировали промпредприятия, крупные сетевые компании. В общей сложности мы приросли более чем на 1500 публичных точек доступа, из них - 800 точек подключено ИТ-кампусом "Неймарк", - отметил вице-президент, директор Нижегородского филиала ПАО "Ростелеком".
Увеличение спроса, который в заречной части Нижнего Новгорода возрос на 350%, значительно увеличило нагрузку на сотрудников. Количество обращений к операторам выросло на 40%, а объём работы для специалистов по установке - более чем на 80%.
"Нам пришлось менять графики работ сотрудников, выводить их на сверхурочную работу, переориентировать сотрудников с других направлений, привлекать из других регионов. Нижегородской области помогали коллеги из Санкт-Петербурга, Челябинска, Башкирии и других регионов. Благодаря этому нам удавалось закрывать задачи. К октябрю "высокий сезон" закончился и спрос перешёл в обычное русло. Сейчас очереди нет, а средний срок подключения для многоквартирных домов составляет 2-3 дня, для частного сектора - до недели", - рассказал Евгений Петров.
В текущем году "Ростелеком" начал предоставлять услуги с использованием собственных Wi-Fi-роутеров.
"Их производство было запущено в октябре на заводе, принадлежащем нашей "дочке". Это шестое поколение роутеров, которое дает преимущество в скорости до 45% в сравнении с устаревшими моделями", - рассказал Евгений Петров.
Прошедший год также отметился ростом цифровых услуг. В конце лета была запущена игровая платформа.
"Это наше уникальное решение, которое закрывает все потребности геймеров. Мы видим прирост пользователей услуги ежедневно и рассчитываем, что в следующем году платформа получит ещё большее развитие", - рассказал вице-президент "Ростелекома".
Ещё одним цифровым новшеством стало управление гостиничным бизнесом.
"Продукт решает всю линейку задач, которые есть у владельца отеля, а именно - управление бронированием, контроль работы персонала, выявление недоработок, возможность монетизировать дополнительные услуги - экскурсии, услуги СПА, сопровождение. Для гостя - это обслуживание в режиме "одного окна" и получение единого счёта на все те услуги, которыми он воспользовался во время проживания в этом отеле", - отметил Евгений Петров.
Значимым шагом в цифровизации Нижегородской области стало строительство дата-центра "Нижний Новгород" в столице Приволжья, который стал первым собственным региональным центром обработки данных (ЦОД).
"Очень важно, что ЦОД расположен внутри города. Многие клиенты за это борются. ЦОД полностью защищён, имеет резервы и с точки зрения электроснабжения, и с точки зрения кондиционирования", - сказал директор Нижегородского филиала ПАО "Ростелеком".
Особое внимание компания уделяет искусственному интеллекту. Более полутора лет назад "Ростелеком" создал внутреннюю онлайн-платформу ИИ-сервисов. С её помощью нейросети выполняют различные задачи, от создания текстов и изображений до разработки программного кода.
"До недавнего времени мы использовали эту платформу только для своих нужд. Прежде всего, речь шла о создании двойников для различных профессий - менеджер, HR-специалист. Например, сотрудники департамента закупок обрабатывали 4 500 однотипных запросов в год. Теперь на вопросы по базе знаний, связанной с закупками и снабжением, отвечает ИИ-помощник, время обработки сократилось на четверть, ощутим и эффект финансовой экономии. Часто используют ИИ наши HR-специалисты. Они готовят много обучающих программ для персонала. В среднем на подготовку одного курса обучения уходит три недели, а с помощью двойника этот срок сократился до трёх дней. Экономия по человекочасам получается колоссальная. При этом мы видим в ИИ уход от рутинных операций и высвобождение времени выскококвалифицированного персонала для решения других задач", - рассказал Евгений Петров.
В следующем году платформа ИИ-сервисов станет частью услуг "Ростелекома", что предоставит новые возможности для решения рабочих задач.
Напомним, 7 ноября в Нижнем Новгороде на ежегодной конференции «Digital-Осень — 2025» «Ростелеком» представил подход к внедрению ИИ в собственные бизнес-процессы. Директор по стратегии управления данными Донат Фетисов рассказал о платформе «Нейрошлюз», объединяющей около тридцати AI-сервисов для решения различных задач. Компания активно использует эти технологии и планирует открыть платформу для клиентов.