Как проверить состояние автомобильного аккумулятора?

kak-proverit-sostoyanie-akb

Автомобиль — сложный механизм, где все детали взаимосвязаны, и поломка одной приведет к вынужденному ремонту другой. Двигатель, генератор, батарея — любая запчасть нуждается в обслуживании. Для сохранения работоспособности последней надо постоянно очищать от грязи, контролировать заряд. В руководстве ниже мы опишем методы, как проверить аккумулятор на машине. Эта деталь имеет ограниченный срок службы, поэтому нужно уметь анализировать признаки, которые скажут о скором выходе из строя.

Как проверить аккумулятор автомобиля

Специалисты из 1AK.BY, опираясь на более чем 28-летний опыт работы со свинцово-кислотными источниками энергии, расписали по шагам каждый из методов. Из дополнительных инструментов понадобится мультиметр, нагрузочная вилка, тестер, разрядное устройство. Не надо обладать узкоспециализированными знаниями, достаточно запастись терпением и изучить наш алгоритм.

Визуальная оценка АКБ

До начала всех тестов проведите внешний осмотр аккумуляторной батареи. Иногда уже этого достаточно для диагностики ряда проблем.

  • Грязь, пыль на корпусе либо на проводах и клеммах. Грязь провоцирует утечку тока, так что от нее лучше избавляться. Для этого нужно время от времени протирать любой имеющейся в гараже ветошью, смоченной 10% содовым раствором, подкапотное пространство.
  • Окислы на клеммах. Налет на клеммах появляется при испарении раствора кислоты и в результате препятствует крепкому контакту между проводами. Устраняется войлочной ветошью при небольших размерах. Если же окисление стало обширным, можно воспользоваться мелкозернистой наждачкой либо содовым раствором.
  • Трещины, сколы. При наличии повреждений будет проходить регулярная утечка электролита и, как следствие, уменьшение емкости накопителя. Можно попытаться запаять трещину. Но скорее всего придется вовсе заменить агрегат.

Показательно еще бывает завести машину «на холодную» после долгого простоя на улице в морозную погоду. Если проблем не возникло — все в порядке, переживать не о чем. А если мотор заработал с трудом, фары еле светят, приборная панель горит тускло, нужна дополнительная диагностика либо полная замена АКБ.

Проверка мультиметром

Тестирование мультиметром проводится при заведенном и незаведенном двигателе. Так водитель получает более объемлющую картину. Нужно подключить провода мультиметра к токовыводам батареи (плюс, или красный провод, к плюсу, минус, т. е. черный, к минусу).

Замеры на работающем двигателе: в норме показания на приборе должны быть 13,8–14,5 В. Убедитесь, что отключены все потребители энергии, так как подключенная аудиосистема, фары или что-либо другое будет причиной неверных низких показаний. Причиной низкого уровня напряжения может быть появление на контактах окиси. Либо же проблемы с зарядкой, начал отказывать генератор.

Замеры на неработающем двигателе: нормальным считается 12,5–13 В. Если напряжение 11,9–12,5 В, накопитель нужно поставить на зарядку. 11,9 В и ниже — глубокий разряд и нужно как можно скорее его зарядить, пока не началась сульфатация (процесс образования кристаллов свинца на пластинах).

Проверка нагрузочной вилкой

Кроме мультиметра узнать показания можно нагрузочной вилкой. Подключается отрицательный провод к минусовому выводу АКБ, а жесткий щуп устанавливается на положительную клемму. Стоит учитывать, что такая проверка может проводиться только в теплое время года: идеально +20…+25 °C. Устройство подает на аккумулятор большой емкости чуть более 100 Ампер, поэтому в холоде есть риск вывести его из строя.

Работающий заряженный источник энергии покажет падение напряжения с 12,6 В до 10,6 В. Если опустилось ниже 9 В, реанимировать устройство мало шансов и нужна замена.

Измерение уровня электролита

Этот вариант годится только в том в случае, если на машине стоит обслуживаемая батарея. Тогда водитель может открутить пробки и визуально сравнить жидкость. Если в банках разное количество кислоты, необходимо долить дистиллированную воду.

Проверка тестером

Точный способ, для которого не надо соблюдать температурный режим, использование тестера тока холодной прокрутки. Измеритель анализирует, в каком состоянии находятся пластины АКБ и сообщает уровень пускового тока. Устройство замеряет уровень на текущий момент и сравнивает с изначальными базовыми данными. Чем он выше, тем лучше работает источник энергии. А если наблюдаются значительное снижение, скорее всего потребуется купить новый аккумулятор, чтобы не было проблем зимой.

Этот вариант хорош тем, что не снижает заряд; проверять можно как в заряженном, так и в разряженном виде.

Проверка разрядным устройством

Такой метод сложнее и занимает больше всего времени, но дает самые точные данные. Им можно узнать, сколько батарея проработает при неисправном генераторе. Также измеряет электрическую емкость.

Тестирование проводится путем разрядки аккумулятора. На основе данных о времени разрядки и силе тока вычисляется емкость в Ампер-часах и резервная емкость. Если результаты замеров покажут слишком маленькие цифры, значит, ток холодной прокрутки тоже недостаточный.

Заключение

В статье мы осветили 6 способов, как проверить АКБ визуально и при помощи инструментов. Каждый из них имеет определенные нюансы, которые влияют на точность показаний. В любом случае рекомендуем не пренебрегать периодическим тестированием, чтобы быть в курсе состояния своего автомобиля.

Популярное