Агрессия у детей: симптомы, причины, лечение

Детская агрессия выражается чрезмерной физической активностью, направленной на причинение вреда. Объектом выплеска негатива выступает ребенок (нанесение увечий самому себе), родные, посторонние люди, животные, неодушевленные внешние объекты. Вербальное воздействие базируется на умышленном желании навредить под действием негативных эмоций. Выражается повышенной жестокостью к окружению.

 

Девиантное поведение настигает в любом детском возрасте. Однако раннее появление признаков позволяет провести успешное лечение с «безболезненной» корректировкой личности. Чем старше становится ребенок, тем сложнее изменить поведение. Для угнетения нервной системы используется комплексная терапия, основой которой выступают специализированные медикаменты. Например, рисполепт таблетки при непрекращающейся агрессии у детей стабилизируют эмоциональное состояние, сглаживая резкие и деструктивные перепады настроения.

Причины

Осознанная агрессия делится на две группы:

  1. Первичная. Выражение злости, ярости, раздражительности вербальными поступками направлено на оценку полезности.

  2. Вторичная. Демонстрация агрессии имеет конечную цель – получение благ. Желаемым может выступать внимание родителей, окружающих, вещь. В более осознанном возрасте агрессия выступает инструментом доказательства силы и собственной значимости, подчинения окружающих.

Если поведение дает положительный результат, тактика закрепляется в подсознании. По мере взросления перетекает в черту характера.

Причины детской агрессии многообразны:

  • эмоциональная разгрузка;

  • неумение коммуницировать словесно;

  • дефицит внимания;

  • получение желаемого;

  • утверждение статуса в окружении.

 

Нанесение увечий себе, родным, посторонним людям, животным, порча вещей считается формой выражения беспомощности, обиды, невозможности разобраться в ситуации иными способами. Для упрощения диагностики отклонения выделены в несколько групп:

  1. Семейные. Агрессия перенимается манерой поведения родителей. Если в семье присутствуют конфликты, жестокость, насилие, неуважение, ребенок будет воспринимать это нормой поведения и проецировать на окружающих.

  2. Личностные. Подразумевается неустойчивое эмоциональное состояние. Озлобленность выражает страх, компенсацию чувства вины, сниженную самооценку. Раздражительность наблюдается даже при ухудшении самочувствия (например, во время болезни).

  3. Социально-биологические. Провокатором выступает пол ребенка. Самая распространенная установка – умение драться и давать сдачи является основой сильного и успешного мужчины. Однако неокрепшим мозгом информация воспринимается искаженно, что мотивирует мальчиков выступать «провокатором конфликта».

  4. Ситуационные. Вспышки гнева базируются на неблагоприятных событиях, направленных на ребенка. Это может быть плохая оценка за невыполненное домашнее задание, голод, длительная дорога до школы.

Однако не все причины кроятся во внешних раздражителях. Агрессивное поведение распространено у детей с неуравновешенной центральной нервной системой. Такая категория людей уязвимы к эмоциональным и физическим нагрузкам, хуже переносят психологический дискомфорт.

Виды

Клиническая классификация базируется на форме проявления:

  1. Экспрессивная. Ребенок выражает гнев мимикой, интонацией, позой, жестами. Диагностируется сложнее остальных из-за отсутствия причинения физического вреда и отрицанием ребенком своего поведения.

  2. Вербальная. Основана на ругани, угрозах, оскорблениях. Преимущественно встречается у девочек школьного возраста.

  3. Физическая. Причинение ущерба силой. Характерно для школьников мужского пола, маленьких детей.

Работа над поведением усложняется отсутствием чувства вины и отрицания произошедшего даже при наличии неоспоримых доказательств.

Симптомы

Первые сигналы появляются у детей в возрасте до одного года. Причинами детской агрессии выступает невозможность присвоения вещей. В попытках получить желаемое возникают драки, плевки, крики, поражают обидчика киданием предметов. Все попытки родителей пресечения методом наказания вызывают обратную реакцию. Злость нарастает, переходя в неконтролируемую форму.

 

По мере взросления попытки физического воздействия угасают из-за появления коммуникационных навыков. Люди сначала пытаются договориться. Однако в силу повышенного эгоцентризма конструктивный диалог не выстраивается. Речь сопровождается руганью и попытками оскорбить оппонента.

В период гормональной перестройки построение социальных связей усложняется. Здесь требуется внимательное слежение за состоянием подростка. Эмоциональная нестабильность выражается:

  • снижением самооценки;

  • доказательством собственной значимости силой;

  • драками;

  • попытками суицида.

В большинстве случаев действия носят демонстративный характер с целью привлечения внимания и утверждения социального статуса. Однако в силу отсутствия психического «тормоза» ситуация может выйти из-под контроля.

Осложнения

Ошибки воспитания, неблагоприятная домашняя обстановка, отсутствие объективной реакции на поведение, игнорирование причин агрессии у детей закрепляются в характере. Если деструктивное поведение «тянется» из детства, в подростковом возрасте формируется стойкая злость, обида, гнев. Психопатия перерастает в социальную дезадаптацию. Ребенку становится сложнее устанавливать контакт с окружающими.

Лечение

Обследование требуется, если агрессивное поведение носит цикличный характер. Посещение психолога, психиатра утверждается родителями самостоятельно или по рекомендациям педагога. Врач проводит ряд мероприятий, оценивающих эмоциональное состояние ребенка (опросники, анкетирование, тестирование). На основании результатов назначается терапевтический курс, включающий:

  1. Упражнения на безопасный выплеск агрессии в игровой форме.

  2. Коммуникационные тренинги. Групповые занятия направлены на словесное отстаивание позиции.

  3. Релаксация. Применяется для снижения уровня тревожности, эмоционального напряжения. Самые распространенные методики – дыхательная гимнастика, переключение внимания, мышечное расслабление и прочее.

Если традиционные способы коррекции поведения неэффективны и у ребенка сформировалось стойкая уверенность в действенности агрессии, назначается медикаментозное лечение. Альтернативная терапия направлена на угнетение работы центральной нервной системы, снижение реакции на внешние раздражители.

 

Прогноз корректировки поведения преимущественно положительный. Комплексная терапия позволяет восстановить психоэмоциональное состояние ребенка до того, как агрессивное поведение перерастет в привычку. Однако действий одних специалистов недостаточно.

Для предупреждения формирования девиантного поведения как нормы, родителям необходимо пересмотреть принципы воспитания:

  • взаимодействовать с детьми;

  • проявлять интерес к проблемам, пытаться решить совместно;

  • не переводить проявление жестокости на личные качества;

  • разрешать выплескивать негативную энергию в безопасной форме.

Параллельно скорректировать нормы поведения в семье между взрослыми.

Популярное