Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Классы водителей как показатель уровня профессионализма

02.08.2024 12:05

О категориях водительских удостоверений, пожалуй, знают все. А вот про классы слышал даже не каждый профессиональный шофер. Поэтому сегодня мы подробно расскажем о классификации водителей в зависимости от уровня профессионализма и так называемой надбавке за классность. Это немаловажный момент для каждого, кто ищет работу водителя.

Классы водителей

Для начала стоит разграничить понятия класс как показатель безаварийного вождения (коэффициент КБМ), который используют страховщики для определения стоимости ОСАГО, и уровень профессионализма. Нас интересует сейчас второе.

В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником, разработанным Министерством труда и социального развития совместно с федеральными органами исполнительной власти, у большинства рабочих профессий есть разряды, отражающие уровень их компетенций. А вот с классами водителей ситуация иная. В Трудовом Кодексе этого понятия нет, как и в квалификационных требованиях к работникам, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса. Поэтому работодатели сами определяют порядок присвоения класса, а также величину надбавки за него согласно статьям 8 и 195 ТК РФ. И, как правило, за основу они берут Квалификационный справочник рабочих профессий от 1984 года. Так, в зависимости от трудового стажа и показателей, водителю может быть присвоен 3-ий, 2-ой или 1-ый класс.

По факту это система мотивации за безаварийное вождение, соблюдение трудовой дисциплины и преданность компании. При смене работодателя класс не сохраняется. Если, например, слесарь, фрезеровщик, сварщик или повар имеет четвертый разряд, то при переходе в другую компанию, он и останется работником с 4 разрядом. А если водитель меняет место работы, то он снова получает самый низкий – третий класс.

Как повышается квалификация

Работодатели сами определяют порядок классового деления. Поэтому в одних компаниях водители сдают экзамены, а в других переходят на следующую профессиональную ступень в зависимости от продолжительности работы в компании. Но всегда новым членам коллектива присваивают 3 класс. Чтобы получить второй, нужно:

  1. непрерывно работать в организации не менее 3 лет,
  2. не нарушать трудовую дисциплину, ПДД,
  3. соблюдать графики, правила погрузки, инструкции по технике безопасности.

Для получения 1 класса необходимо минимум 2 года отработать в организации водителем второго класса. За опоздания на работу, штрафы от ГИБДД и прочие провинности могут понизить классность.

Размер доплаты

В соответствии со 135 статьей Трудового кодекса, правила начисления стимулирующих выплат прописаны в коллективном договоре (если он имеется) или в локальных актах организации. Однако законом не установлен их размер, поэтому компании самостоятельно решают, сколько доплачивать шоферам. Но обычно сотрудники со 2-ым классом получают больше на 10%, а с 1-м – на 25%.

Популярное