Progorod logo

Нижегородка выиграла 400 000 рублей за изучение "волн-убийц"

27 октября 2014Возрастное ограничение0+

Ученая Ирина Диденкулова прославилась на весь мир

Нижегородка Ирина Диденкулова выиграла национальную стипендию конкурса «Для женщин в науке», который проводится при поддержке Российской академии наук и ЮНЕСКО. Девушка занимается исследованием цунами и прибрежных волн-убийц. Портал ProGorodNN.ru связался с ученой и пообщался о победе в конкурсе, жизни в разъездах и науке.

"Я сама решила попробовать принять участие в конкурсе "Женщины в науке". Дело в том, что когда только эта программа появилась в России — в 2007 году — я уже "подавалась" на эту премию и мне ее, конечно же, не дали, так как на тот момент и давать-то по большому счету, было не за что. Только закончила аспирантуру, только защитила кандидатскую, все только начиналось. Но это было и полезно: по опубликованным спискам я увидела тех людей, кому ее дали. И они, честно скажу, вызывают восхищение. Вы пробовали посмотреть резюме тех девочек, которым давали эту премию в прошлые годы, да и в этом году? Я пробовала, и они меня, честно скажу, восхищали и восхищают", — рассказывает Ирина.

"Что подтолкнуло в этот раз? Наверное, пресловутое "а чем черт не шутит". К тому же, я стала приближаться к роковой отметке 35 лет, когда по нашим правилам человек переходит из категории "молодой ученый" в "просто ученый", и, значит, закрываются двери во все молодежные программы. В этом плане следующий год у меня последний перед 35-летием, так что либо сейчас, либо уже никогда. Вот, наверное, это и был основной стимулирующий фактор", — объясняет девушка.

"Я занимаюсь проблемами волновой динамики прибрежной зоны моря с приложением к различным природным катастрофам (или стихийным бедствиям), таким как цунами, аномально большие волны — "волны-убийцы", штормовые нагоны, в также волны от быстроходных судов. Вопросов здесь масса, как фундаментальных, так и практических. Среди практических: как предсказать дальность затопления побережья при наводнениях, вызванных каждым из этих явлений? Какие ключевые факторы влияют на дальность затопления? Как все эти явления воздействуют на берег и взаимодействуют с прибрежными строениями? Какие условия усиливают вероятность появления волны-убийцы?", — говорит Ирина Диденкулова.

"Живу в аэропортах и в поездах. Но основное место, конечно, Нижний Новгород. Поездки почти все были связаны с какими-то научными грантами-программами. Одна из самых первых была по персональному гранту ИНТАС по исследованию наката цунами и волн-убийц на берег в Карибском бассейне совместно с Университетом Малых Антильских островов и Гвианы. Поэтому в течение двух лет и нескольких месяцев каждый год сидела на Гваделупе и изучала там волны. Но ИНТАС и Гваделупа были сразу после защиты, так сказать, некий бонус, а потом уже были и более серьезные программы: стипендия Мари Кюри и стипендия Гумбольдта, в связи с ними у меня был эстонский, английский, а совсем недавно еще и немецкий период жизни. Во время немецкого периода мне надо было 6 месяцев каждый год находиться в Германии в течение трех лет. Мы с немцами во время немецкого периода моей жизни ставили эксперимент на берегу Северного моря по изучению статистики аномальных заплесков волн на берег, мерили волны вблизи берега. Было очень холодно. Северное море — оно, и правда, северное."

"За что дали премию - тут сложно сказать. Наверное, совокупность разных факторов. Если честно, я еще и к самой мысли-то пока не привыкла, не поверила. Нашла в Интернете резюме других 9-ти девочек, с которыми будем вместе получать премию в Москве, прочитала про них и очень обрадовалась, в какой я буду интересной компании."

"Если простым языком, то волна-убийца — это просто одна очень большая волна в поле случайных волн как минимум в 2 раза больше среднего значения 1/3 самых больших волн в заданном интервале времени — обычно берут 20 минут. Ее опасность не столько в высоте, сколько в неожиданности. Особенно важен фактор неожиданности. Цунами — тоже очень большая волна, но ее можно предсказать. Произошло землетрясение с соответствующими параметрами — жди цунами. А волны-убийцы предсказать нельзя: все попытки, которые делаются, идут на вероятностном уровне, то есть вероятность появления такой волны при таких-то условиях больше, а при таких-то меньше. Но мы надеемся, в будущем будет безопаснее и что нам удастся вложить свой вклад в эту безопасность в частности. Как мы недавно увидели, вероятность появления волны-убийцы разная при взаимодействии с разными береговыми структурами. Например, на парапетах (вертикальных укрепляющих береговых стенках) вероятность появления такой волны увеличивается при шторме, поэтому большинство смертей, когда волна "утащила" кого-то в море, происходят именно на парапетах".

"Если говорить о безопасности, наверное, два пути: 1) образовательный - проводить образовательные беседы о том, что находиться на парапете опасно, 2) подбирать другую форму береговых укреплений, которые бы, наоборот, гасили такие волны. Волны-убийцы везде есть. В любом случайном поле, в любом водоеме. это просто вопрос размеров. В 2 раза больше среднего от 1/3 самых высоких волн. Просто если у вас волны маленькие, скажем, среднее от 1/3 самых высоких составляет 5 см, то такая "убийца" (или выброс) будет всего 10 см, дальше вопрос в том, что такая "убийца" убийцей как таковой не является, но с позиций науки и такие волны тоже важны, так как они возникают вследствие тех же механизмов, что и настоящие "убийцы", а чтобы быть опасной для жизни, волна должна быть как минимум от 0,5 метра до 1 метра. Дело в том, что тут играет роль не столько сама высота волны (и ее неожиданность), сколько еще и скорость течения, и на берегу водный поток 0,5-метровой высоты вполне может сбить с ног и утащить на глубину".

"Я не скажу, что девушке в науке очень сложно. Даже неправильно делать какую-то градацию на девушек и мужчин в этом деле. Я занимаюсь любимым делом и я счастлива", — добавляет Ирина.

Перейти на полную версию страницы