Нижегородский машинист метро рассказал о своих буднях, форс-мажорах и привидениях
А также показал, как выглядит метро, которое не увидит обычный пассажир
Александр Борисов 9 лет работает машинистом в Нижегородском метрополитене. Практически ежедневно он выходит на смену и развозит горожан по разным частям города, куда успело протянуться городское метро. Профессия машиниста труднее и многограннее, чем может показаться на первый взгляд. Александр показал "Про Городу", как выглядит метро, не доступное глазу простого пассажира, рассказал о своих трудовых буднях, курьезных происшествиях в нижегородской "подземке" и о том, почему среди машинистов пока нет женщин.
Александру 47 лет. В профессию он пришел, спустя 18 лет работы машинистом на пригородном железнодорожном сообщении. Рабочее место он сменил ради своей семьи. Проводить время с ней Александру мешал рабочий график, из-за которого он был вынужден подолгу находиться от нее вдалеке. Героя сюжета всегда дома ждут жена и двое детей: 6-летняя дочь и 18-летний сын. Благодаря работе в черте города, он может находиться с семьей дольше, чем ранее. Машинист вне рабочего времени увлекается автомобилями, а в конце летнего сезона регулярно уезжает за грибами.
"В этой профессии здоровье нужно иметь, как у космонавта", - отмечает Александр.
После необходимых проверок, при помощи дежурного, машинист выезжает из депо на линию метрополитена.
Ворот в депо всего 33 штуки. В нем размещаются составы не только до и после смен, но также на ремонт и мойку.
От ворот депо многочисленные пути в итоге сходятся в несколько из них и ведут к спуску в "подземку". Работники депо называют это место "веером депо".
Пройдя все необходимые процедуры, Александр выходит на смену. Ее продолжительность бывает разная, от нескольких часов до половины суток. За месяц машинисту необходимо отработать около 150 часов по заранее распланированному графику.
"В среднем, смена у нас 8-часовая. Есть и ночные — они длятся по 11-12 часов. Кроме таких смен, бывают и более короткие, например, с ночи. Она проходит за 3 часа. В идеале, стандартный график у машиниста такой: смена после ночного отдыха с 5 до 8 часов, дневная смена с 7-8 до 16 часов, смена "2а" - с обеда до 20-21 часа, а ночная смена проходит с 16-17 часов до 8 утра. Далее - выходной. Конечно, график может корректироваться, если необходимо", - рассказывает Александр.
Осваивать профессию всем желающим можно с 18 лет. Для этого необходимо отучиться в восьмимесячной школе машинистов (в учебном центре МП Нижегородское метро) и затем проходить практику и обкатки. Сотрудники на протяжении всего своего трудового пути постоянно учатся. Для них организуют теоретические и практические занятия, текущие и повышающие квалификацию экзамены.
Машинисты осуществляют не только вождение составов, контролируя свободность впереди идущих путей. В их обязанности также входит проверка поездов после каждой поездки на предмет оставленных вещей, контроль за показателями на приборах в каждом из вагонов. Кроме этого, машинист должен уметь самостоятельно производить мелкий ремонт состава, после каждой рабочей смены комплексно проверять поезд в депо, а в случае чрезвычайной ситуации предпринимать грамотные действия по спасению пассажиров.
"С 2021 года женщинам разрешено работать машинистами в метрополитене, но пока у нас в Нижнем не было желающих. По собственному опыту, работа нелегкая. Что-то сделать у них попросту не получится. Например, нужно в состав зайти, на станции оставленный. Для этого необходимо разжать двери. А они под давлением воздуха. Это и мужчине непросто сделать, а женщине тем более", - делится машинист своим опытом.
"Месяц назад повадилась прибегать сюда собака. Причем ее видели на разных станциях — Московской, Чкаловской, на Стрелке. Никто не знает, как и где она умудрялась "просачиваться" в метро, но появлялась она тут продолжительное время", - вспоминает Александр.
"Ее каждый раз чуть ли не на руках выносили с метро, но она каким-то образом возвращалась вновь. Со стороны нам это было наблюдать забавно, но людям на станциях, конечно, было не до смеха", - делится с журналистом машинист.
"Я сам в призраков метро не верю, как и мои коллеги. Мы относимся к этому скептически"- подытоживает герой сюжета.
Редакция "Про Город" выражает благодарность за содействие в создании материала руководству МП "Нижегородское метро" и лично Александру Юрьевичу Борисову, Галине Николаевне Гуляевой и Олегу Александровичу Пчельникову.