Нижегородский машинист метро рассказал о своих буднях, форс-мажорах и привидениях

Нижегородский машинист метро рассказал о своих буднях, форс-мажорах и привиденияхФото "Про Город"

А также показал, как выглядит метро, которое не увидит обычный пассажир

Александр Борисов 9 лет работает машинистом в Нижегородском метрополитене. Практически ежедневно он выходит на смену и развозит горожан по разным частям города, куда успело протянуться городское метро. Профессия машиниста труднее и многограннее, чем может показаться на первый взгляд. Александр показал "Про Городу", как выглядит метро, не доступное глазу простого пассажира, рассказал о своих трудовых буднях, курьезных происшествиях в нижегородской "подземке" и о том, почему среди машинистов пока нет женщин.

Александру 47 лет. В профессию он пришел, спустя 18 лет работы машинистом на пригородном железнодорожном сообщении. Рабочее место он сменил ради своей семьи. Проводить время с ней Александру мешал рабочий график, из-за которого он был вынужден подолгу находиться от нее вдалеке. Героя сюжета всегда дома ждут жена и двое детей: 6-летняя дочь и 18-летний сын. Благодаря работе в черте города, он может находиться с семьей дольше, чем ранее. Машинист вне рабочего времени увлекается автомобилями, а в конце летнего сезона регулярно уезжает за грибами.

Однако трудовые будни мужчины по-прежнему насыщенны и расписаны до минут. Рабочий день Александра, как и всех машинистов Нижегородского метро, начинается со станции Московской. Здесь расположен линейный пункт с кабинетом предрейсовых и послерейсовых медосмотров, комнатой эмоциональной разгрузки, двумя спальнями и еще несколькими служебными помещениями.

Перед тем, как сесть за пульт управления составом, а также несколько раз в течение смены и в ее конце, машинисты проходят обязательный медицинский осмотр. Медработник измеряет сотрудникам давление, узнает об их самочувствии. При проведении компьютерной диагностики состояния здоровья отображаются все необходимые показатели, по которым принимается решение о допуске к работе машиниста.

"В этой профессии здоровье нужно иметь, как у космонавта", - отмечает Александр.

Затем все успешно прошедшие процедуру медосмотра посещают комнату инструктажа. Здесь они освежают в памяти правила вождения составов, алгоритмы действий при чрезвычайных ситуациях и расписываются за свою осведомленность.

После этого каждый из "метроводителей" проходит в кабинет машиниста-инструктора, где может подвергнуться проверке своих знаний инструктажа. Здесь же машинист получает маршрутный лист на смену. Помимо контроля за компетентностью сотрудников, машинист-инструктор внимательно следит за графиком движения поездов и и их техническим состоянием на линии в метро. Все данные о задержках составов, форс-мажорах в пути и интервалах движения отражаются на мониторах компьютеров.

Кроме перечисленного, в линейном пункте на Московской есть две спальни для машинистов ночных и утренних смен, комнаты приема пищи и эмоциональной разгрузки. В последней есть телевизор, бильярд и нарды, где сотрудники могут отдохнуть в свой перерыв.

К слову, подобные помещения предусмотрены и в электродепо "Пролетарское", располагающееся на одноименной станции.

Так, например, там выглядит этаж с уютными спальными комнатами для машинистов:

За порядком тут следит специальный сотрудник. В его обязанности входит также и подъем ночующих машинистов на ранние смены.

На первом этаже депо работает дежурный, в список задач которого входит "выдача" машинистам составов, прием их после смены и распределение маршрутов.

Принимая состав на смену, Александр должен убедиться в его исправности. Примечательно, что состав не заведется без специальной детали, которую машинисты получают перед выходом на маршрут. Она называется реверсивной рукояткой (это аналог ключа зажигания от автомобиля) и помещается сбоку в пульт управления. Только при ее наличии состав готов к работе.

После необходимых проверок, при помощи дежурного, машинист выезжает из депо на линию метрополитена.

Ворот в депо всего 33 штуки. В нем размещаются составы не только до и после смен, но также на ремонт и мойку. 

От ворот депо многочисленные пути в итоге сходятся в несколько из них и ведут к спуску в "подземку". Работники депо называют это место "веером депо".

Пройдя все необходимые процедуры, Александр выходит на смену. Ее продолжительность бывает разная, от нескольких часов до половины суток. За месяц машинисту необходимо отработать около 150 часов по заранее распланированному графику.

"В среднем, смена у нас 8-часовая. Есть и ночные — они длятся по 11-12 часов. Кроме таких смен, бывают и более короткие, например, с ночи. Она проходит за 3 часа. В идеале, стандартный график у машиниста такой: смена после ночного отдыха с 5 до 8 часов, дневная смена с 7-8 до 16 часов, смена "2а" - с обеда до 20-21 часа, а ночная смена проходит с 16-17 часов до 8 утра. Далее - выходной. Конечно, график может корректироваться, если необходимо", - рассказывает Александр.

Осваивать профессию всем желающим можно с 18 лет. Для этого необходимо отучиться в восьмимесячной школе машинистов (в учебном центре МП Нижегородское метро) и затем проходить практику и обкатки. Сотрудники на протяжении всего своего трудового пути постоянно учатся. Для них организуют теоретические и практические занятия, текущие и повышающие квалификацию экзамены.

Машинисты осуществляют не только вождение составов, контролируя свободность впереди идущих путей. В их обязанности также входит проверка поездов после каждой поездки на предмет оставленных вещей, контроль за показателями на приборах в каждом из вагонов. Кроме этого, машинист должен уметь самостоятельно производить мелкий ремонт состава, после каждой рабочей смены комплексно проверять поезд в депо, а в случае чрезвычайной ситуации предпринимать грамотные действия по спасению пассажиров.

Из-за всех этих трудностей, по мнению Александра, в его профессии по Нижнему до сих пор нет женщин.

"С 2021 года женщинам разрешено работать машинистами в метрополитене, но пока у нас в Нижнем не было желающих. По собственному опыту, работа нелегкая. Что-то сделать у них попросту не получится. Например, нужно в состав зайти, на станции оставленный. Для этого необходимо разжать двери. А они под давлением воздуха. Это и мужчине непросто сделать, а женщине тем более", - делится машинист своим опытом.

Что касается безопасности людей в метро, инциденты здесь происходят крайне редко. В метрополитене установлено около 800 камер видеонаблюдения. Только на метромост приходится более 100 из них. В ситуационном центре внимательно следят за безопасностью персонала и пассажиров метро. А благодаря быстрой реакции машиниста и оперативной работе службы безопасности, изредка падающих на рельсы горожан удается быстро извлечь с путей живыми и целыми. Именно поэтому, за всю практику машинистов метро, случаи падения под поезд с несчастным исходом являются единичными.

В работе персонала метрополитена, развозящего пассажиров по станциям, иногда есть место и забавным моментам.

"Месяц назад повадилась прибегать сюда собака. Причем ее видели на разных станциях — Московской, Чкаловской, на Стрелке. Никто не знает, как и где она умудрялась "просачиваться" в метро, но появлялась она тут продолжительное время", - вспоминает Александр.

По словам машиниста, занятием собаки было ожидание состава в начале станции, а затем громкое его облаивание с пробежкой до конца платформы. В момент, когда поезд останавливался, чтобы выпустить и впустить пассажиров, пес молча ждал продолжения движения. Как только состав вновь начинал ехать, животное вновь принималось громко лаять, пока последний вагон не скроется в тоннеле. После того, как состав успешно был облаян собакой, она спокойно снова возвращалась в начало станции и ожидала следующего поезда.

"Ее каждый раз чуть ли не на руках выносили с метро, но она каким-то образом возвращалась вновь. Со стороны нам это было наблюдать забавно, но людям на станциях, конечно, было не до смеха", - делится с журналистом машинист.

А вот призраков в нижегородской "подземке", по опыту Александра и его коллег, не встретить. Несмотря на слухи и легенды, нижегородские машинисты ни разу никаких паранормальных явлений не встречали ни днем, ни ночью.

"Я сам в призраков метро не верю, как и мои коллеги. Мы относимся к этому скептически"- подытоживает герой сюжета.

Редакция "Про Город" выражает благодарность за содействие в создании материала руководству МП "Нижегородское метро" и лично Александру Юрьевичу Борисову, Галине Николаевне Гуляевой и Олегу Александровичу Пчельникову.

...

  • 0

Популярное

Последние новости