Дзержинский ветеран войны воплотил мечту детства и стал мировым модельером арт-обуви

Дзержинский ветеран войны воплотил мечту детства и стал мировым модельером арт-обуви"Про Город"

Самобытный дизайнер о жизненном пути, креативной обуви и собственном бренде местных сувениров

Нижегородский регион всегда славился своими самобытными промыслами и талантливыми мастерами. Так было в прошлом и есть до сих пор. Недавно «Про Город» познакомился с одним из них и узнал, как мечта маленького ребёнка прошла через всю жизнь человека и стала его призванием.

46-летний Рустам Адюков живёт недалеко от Дзержинска и занимается изготовлением различной обуви вручную. Просто «обувщиком» мужчину назвать язык не поворачивается, ведь Рустам является самобытным дизайнером-модельером.

Под «различной обувью» подразумеваются не просто разновидности ботинок и туфель, а целое разнообразие видов обуви как таковой и того, с какими целями её обувной мастер создаёт. А её предназначение Рустам нередко определяет совершенно неожиданно.

Его туфли – это произведение искусства, причём в прямом смысле. Среди работ мастера можно встретить множество причудливых форм, материалов, которые он использует при создании обуви, а в качестве декора - традиционную русскую народную роспись, вышивку в различных традиционных техниках, ювелирную работу и 3D-печать деталей.

Таким образом, в уникальных работах Рустама сочетается применение природных материалов, русских традиционных художественных промыслов и современных технологий, при этом специализированного образования мужчина не имеет.

Его обувь регулярно можно встретить на различных российских и европейских выставках, где он регулярно занимает престижные места. Одну из созданных пар, например, Рустам после выставки подарил Эрмитажу.

А всё началось в детстве, когда матери Рустама, работающей на дзержинском заводе «Оргстекло», прислали из существовавшей в то время Югославии красивые туфли.

«Я увидел серую невзрачную коробку, и подумал: «Ну что в ней такого может лежать?». Но когда я её раскрыл, то был, конечно, впечатлён. Там были югославские туфли. Для меня они на тот момент показались фантастическими, начиная от подкладки – это была шотландская клетка – верх, подошва… Для меня это был какой-то «космос». И потом мой детский пытливый ум стал придумывать всякие разные варианты обуви, по-моему, я даже что-то зарисовал. Это было что-то в роде посвящения в профессию. Но я думаю, это всё равно всё произошло гораздо раньше, я просто, наверное, ещё не мог осмыслить и понять этого», - вспоминает Рустам.

Но далее мужчине предстоял совсем иной путь, далёкий от моделирования обуви: армия, обучение в Волго-Вятской академии государственной службы, работа помощником депутата областного заксобрания. Среди всех этих периодов особенно сильно на Рустама повлияла служба в Чечне.

На тот момент, когда началась Первая чеченская кампания, Рустаму было 20 лет. Во время боевых действий он получил осколочное ранение, лежал в госпиталях. С войны вернулся награждённым за то, что вытащил раненого офицера-корректировщика с поля боя.

«Мою жизнь можно поделить на две части: до войны и после войны. Чечня оставила неизгладимый след, произошла переоценка ценностей, своих целей и убеждений… Несмотря ни на что, на сегодняшний день я благодарен этому опыту», - делится с «Про Городом» дизайнер.

Возможно, без такого жизненного багажа Рустам бы не стал тем, кем сейчас является. После войны, спустя период времени, мужчина окончил вечернюю художественную школу. Как он утверждает, образование проходит через всю его жизнь.

Несмотря на гуманитарную направленность полученного образования, Рустам выбрал сферу дизайна. Несмотря на яркие успехи в создании арт-обуви, он отмечает, что это лишь одно из его направлений.

На момент встречи журналиста с Рустамом, к сожалению, все арт-экспонаты обуви были разосланы по выставкам. Один из них – пара туфель под названием «Асиксы», он подарил московскому Эрмитажу.

В этой необычной работе использовалось жидкое серебро, белое сусальное золото, техника кириллического письма скорописи, валяние из шерсти, вышивка – всё это слилось в единое творение.

Не менее яркая, но более практичная пара сапог также вышла из-под рук команды профессионалов и Рустама. Снаружи – это белые расшитые чёрными нитями женские сапожки, застёгивающиеся на сшитые пуговицы, но изнутри их голенища расписаны на мотив русских фресок. Здесь и отечественные пейзажи, и барышни, водящие хоровод в народных костюмах, и девушка-почтальон, везущая свой велосипед мимо.

По словам создателя этих сапог, несмотря на то, что они являются арт-объектом, их можно адаптировать под производство ограниченной партии для носки.

Для создания своих работ Рустам вдохновляется окружающим миром, снами, русскими народными промыслами.

Но предметом особенной гордости, как рассказывает дизайнер, для него на данный момент является «Решетихинский колокольчик». Он представляет собой деревянный сувенир, стилистически похожий на башмачок, в котором подошва прикреплена к его каркасу лишь в районе носа, благодаря чему она может двигаться вверх-вниз и издавать стук, отдалённо напоминающий звон колокольчика.

Данную конструкцию Рустам решил назвать по месту своего проживания – посёлок Решетиха, и сделать этот колокольчик традиционным символом района.

«Идея создания сувенира ко мне пришла довольно банально, в 2019 году. Я во время поездки в поезде познакомился с мужчиной из Новгорода. Разговорившись, спросил о том, какие народные промыслы существуют в его крае. Ответив, что он далёк от творческой деятельности, мы продолжили путь, однако часа через два этот мужчина приходит и говорит, что у них рядом Валдай. Валдайский колокольчик! Это для меня было неким посвящением, буквально оглушило. И я стал рисовать этот колокольчик. Наверное, если бы это даже бы был самолёт, всё равно я его изобразил, как обувь. Тогда я провёл анализ, исследовал существующие коллекции и понял, что такой колокольчик будет абсолютно оригинальным сувениром. На сегодняшний день это стало локальным промыслом, и он развивается в Володарском районе».

Дизайн формы решетихинского сувенира напоминает морду бобра – исторического жителя реки Осовец, протекающей в Решетихе. Каждый из башмачков расписывается мастерами вручную в городе Палех. Для этого Рустам лично отвозит созданные в небольшом цеху заготовки.

По мнению Рустама, бренд «Решетихинского колокольчика» способен развить в его районе туризм и повысить культурную ценность местности.

Стоимость одного такого сувенира с ручной палехской росписью начинается от 7 тысяч рублей, однако в ближайшем будущем цех станет выпускать уменьшённые копии, напечатанные на 3D-принтерах, ценовая планка которых будет ниже.

Кроме художественных обувных пар и сувениров мастер делает обувь и для повседневной жизни. Он создаёт её по индивидуальным заказам с помощником вручную.

Заказывают такую обувь, как рассказывает Рустам, чаще всего из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга.

«Заказы есть, но нечасто. В основном те, кто заказывает у меня обувь – это люди смелые, неординарные. Дизайнерская обувь в нашем обществе – это достаточно смелый шаг», - говорит дизайнер.

Стоимость такой пары обуви у Рустама – от 80 до 200 тысяч рублей. Но платить здесь есть, за что:

«Много работ, в том числе и сторонних, входит в производство пары: это и ювелирная работа, и сапожная работа, и материал, и пошив пробной модели, и упаковка, и аксессуары, которые мы разрабатываем с ювелиром. Покупного в этой паре ничего нет – всё разрабатываем с ювелиром сами. Это и пряжки, и какие-то комплектующие к обуви. Производство пары таких туфель можно сравнить с разработкой космического корабля. На их создание может уйти 6-7 месяцев».

Также иногда Рустам выпускает обувь прет-а-порте – небольшими сериями, тоже по заказам.

По словам дизайнера, весь доход, который приносит ему деятельность, уходит на покрытие издержек и дальнейшее производство. Особенно, как он говорит, трудно делать выводе о заработке в пандемию. В настоящее время заказы приходят неравномерно, поэтому Рустам может заработать как 100 тысяч, так и 50 тысяч рублей.

У мужчины есть небольшая команда помощников. Например, Александр является инженером-конструктором, который отвечает за реализацию художественных желаний и форм будущих изделий Рустама. В его компетенции – написание программ для станка ЧПУ, на котором будет изготавливаться, например, тот же самый «Решетихинский колокольчик».

Планы на будущее у обувного мастера амбициозные: Рустам с командой планируют и далее развивать бренд «Решетихинского колокольчика». В частности, создать для него упаковку-коробку, которая будет вмещать себя, кроме сувенира, игру. Также планируется написать сказку, посвященную этому башмачку.

Что касается создания арт-обуви, то и здесь у Рустама есть планы. В будущем он собирается расширить цех, развивать свое дело и развиваться самому и далее.

Напоследок мужчина говорит о том, насколько важна мечта в жизни человека, и что с ней ни в коем случае нельзя расставаться, какие бы трудности не встречались на пути:

«Если человек горит мечтой, то не нужно этого бросать. Нужно попытаться Пронести мечту через свою жизнь и не расставаться с ней. Она вытягивает из многих бед, спасает. И надо по максимуму оставаться искренним, хотя бы с самим собой».

...

  • 0

Популярное

Последние новости