Наверх

Дистанционное обучение: чем обернулись карантинные меры для нижегородских школ

Алексей Половинкин, СЕО направления развития цифрового образования

Пандемия ударила по всем без исключения, в том числе по семьям с детьми-школьниками. Уроки в привычном виде стали опасны из-за распространения коронавирусной инфекции, и обучение перевели в дистанционный формат. Министерство образования рекомендовало школам несколько платформ, которые подходили для перехода в онлайн. Резкое увеличение числа пользователей выдержали не все: иногда на сайты просто невозможно было зайти. Конечно, каждая образовательная платформа стремилась разрешить эти проблемы как можно скорее и обеспечить непрерывность учебного процесса.

Фото: Julia M Cameron. Pexels.

Так, для того, чтобы сервис оставался устойчивым и при резком увеличении количества пользователей, одна из платформ — «Фоксфорд» — заранее нарастила мощности. Благодаря этому сервис продолжает работать без перебоев, даже если на нем занимается одновременно до 500 тысяч школьников. Исполнительный директор онлайн-школы Владимир Алешин добавил, что они увеличили и штат технической поддержки — он вырос в 5 раз. В первый день массового перехода на дистанционное обучение пользователи все же испытывали трудности первые два часа работы, но технические специалисты заметили проблему еще до того, как начали поступать обращения. Все последующие дни пользователи имели стабильный доступ к платформе.

«Фоксфорд» одним из первых предложил регионам бесплатную помощь в переводе школ на дистанционное обучение на время карантина. Прирост пользователей не заставил себя ждать: с февраля количество зарегистрированных школьников выросло более чем на 2 миллиона, а учителей — на 100 тысяч. Одним из регионов, с которым тесно сотрудничала компания, стала Нижегородская область.

Министерство образования региона положительно оценило совместные усилия по оперативному развертыванию дистанционного обучения в школах:

«Нижегородская область вошла в число приоритетных субъектов для онлайн-школы «Фоксфорд». Оказавшись в ситуации вынужденного перехода на цифровое пространство, мы получили поддержку от «Фоксфорда» и возможность использования бесплатной платформы.

Со стороны компании мы получили весь комплекс методической и технологической поддержки для учителей и хороший информационный материал для родителей. Наша совместная работа дала возможность быстро и эффективно наладить работу дистанционного образования и расширить спектр образовательных возможностей нашей экосистемы образования области», — прокомментировал Сергей Злобин, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

За время проекта к платформе присоединилось более 30 тысяч новых пользователей области.

Новая онлайн-реальность

Работа в новом формате заставила всех выйти из зоны комфорта. Учителям пришлось менять привычные сценарии уроков, ученикам — проводить больше времени за компьютером, а родителям активнее включаться в образовательный процесс. Учителям было особенно тяжело: им нужно было организовывать онлайн-занятия, держать внимание учеников, придумывать новые форматы домашних заданий. Тем, кто выбрал платформу «Фоксфорд», было немного проще: они могли работать по записанным урокам, которые разбиты на темы, давать тестовые задания с автоматической проверкой и следить за тем, как ученики работают с материалами. Конечно, для того, чтобы освоиться с новыми инструментами, понадобилось время.

Фото: Julia M Cameron. Pexels.

Учитель биологии Ветошкинской школы Елена Пантелеева рассказывает, что привыкла к новому формату достаточно легко, а ученики разобрались даже быстрее. Детям помогали зарегистрироваться по телефону, но дальше они справлялись сами. Сама Елена не первый раз работает с онлайн-платформами:

«Я уже давно зарегистрирована на «Фоксфорде»: проходила здесь курсы. Когда нам предложили определиться с платформой, я и несколько моих коллег остановили свой выбор на «Фоксфорде». Здесь мне нравится, что я могу видеть, кто из учеников уже выполнил задание, и поторопить тех, кто к нему еще не приступал. В итоге все сдают задания вовремя, а задерживают только если у них возникли проблемы с интернетом. Но об этом они сразу предупреждают».

Тем не менее, платформа все же не без изъяна. Елена отмечает, что видеоуроки на платформе длинные, и ей приходилось отсматривать материал перед тем, как задавать его ученикам, чтобы определить конкретные отрезки к просмотру. Это увеличивает нагрузку на учителя и продолжительность рабочего дня.

С непривычки и у школьников учебный день тянулся дольше обычного, но все же переход на онлайн-обучение им дался проще, чем педагогам. Безусловно, им пришлось проводить больше сидеть за компьютером и выполнять задания в непривычном формате, но некоторым это показалось любопытным. Так, ученице 5 класса Александре Марковой понравились обучающие видео про бактерии и вирусы, а ее мама Ольга отмечает, что дочь за время карантина получила больше знаний, чем в школе:

«Настройками по подключению к платформе занималась я, но потом Саша самостоятельно заходила на нее, смотрела материалы. Конечно, приходилось контролировать поначалу, потому что до этого никогда дистанционно не учились. Но ответственность за учебу лежит на ней и в обычной школе, и сейчас на дистанционном обучении. Пару раз она получала тройки, но это только мотивировало ее учиться лучше».

Мама девятиклассника Михаила отметила, что ее сына дистанционка сделала более самостоятельным. Помимо заданий, которые давали учителя, он делал некоторые по своей инициативе. Сам Михаил тоже хорошо отзывается о новом опыте: «Уроки интересные, и преподаватели хорошие. Видно, что разбираются в предметах. Задания после видеоуроков показались даже легче, чем в школе. Возможно, в школе мы на чем-то другом акцентировали внимание, поэтому сложно сравнить». Михаил добавил, что продолжил бы заниматься для подготовки к экзаменам, и занятия хорошо помогают освежить память.

Будущее цифры

Переход школьного образования в онлайн — вынужденная и временная мера. Пандемия показала, что ни школы, ни дети не были готовы к такому формату обучения: еще нет разработанных методических материалов для преподавания онлайн, учителя не знают, как работать дистанционно. Материальная база к этому тоже не располагает.

CEO направления развития цифрового образования TalentTech Алексей Половинкин согласен с тем, что дистанционное школьное образование если и станет реальностью, то не в ближайшее время. По его мнению, сейчас приоритетом должно стать внедрение диджитал-инструментов:

«На наш взгляд, применение цифровых инструментов в образовании необходимо. Они сделают более эффективной работу учителя: сняв с него рутинные задачи, они дадут ему возможность сконцентрироваться на роли наставника, активнее взаимодействовать с учениками и реализовывать индивидуальный подход к каждому учащемуся». 

Алексей рассказал, что сейчас TalentTech занимается разработкой таких диджитал-инструментов для общеобразовательных школ. Они включают инструментарий для школьных администраций, педагогов и учеников. Отдельное направление — разработка инструментов для системной работы с талантливыми детьми, которая отвечает запросу федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Одно из главных преимуществ использования таких инструментов — возможность формирования персональных образовательных треков и цифрового следа учащихся. Они помогут увидеть, как знания усваиваются школьником, где есть пробелы. По мнению экспертов TalentTech, наблюдение за процессом усвоения информации эффективнее, чем периодическая оценка знаний при помощи контрольных работ.

Внедрение диджитал инструментов возможно только в том случае, если и преподаватели, и школьники обладают необходимыми цифровыми компетенциями.

«Учащиеся могут приобретать их прямо в школе, если учитель активно применяет диджитал-технологии в обучении. В свою очередь, педагоги могут получить необходимые компетенции в рамках курсов повышения квалификации. Их предоставляют как государственные учреждения, так и частные. Например, на платформе «Фоксфорд» педагоги могут выбрать из более чем 200 курсов», — добавил Половинкин.

Алексей отметил, что опыт перевода школ на дистанционное обучение во время пандемии послужил отличным уроком самой платформе:

«Мы получили очень много обратной связи. Нам стало понятно, какие улучшения и доработки необходимы, чтобы быть удобными и для учителей, и для школьников. Например, это улучшения, связанные с контентом, пользовательским сценарием «учитель-школьник».  Сейчас наш основной фокус направлен на развитие продукта, который который бы был понятным и приводил к результату», — отмечает Алексей Половинкин.

Комментарии 0

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru