Свет платежом красен

Июльская квитанция за жилищно-коммунальные услуги - как проверка на прочность. Открывать ее не хочется, потому что знаешь: цифры, которые увидишь в «платежке», совершенно точно не порадуют. Это стало уже традицией, причем отнюдь не радостной: каждый год в

Июльская квитанция за жилищно-коммунальные услуги - как проверка на прочность. Открывать ее не хочется, потому что знаешь: цифры, которые увидишь в «платежке», совершенно точно не порадуют. Это стало уже традицией, причем отнюдь не радостной: каждый год в России повышаются тарифы на ЖКХ. В последние годы скачок этот приходится не на январь, а на июль. Впрочем, жильцам домов от этого не легче.

Изменения – раз в год. Главный вопрос, который задают большинство нижегородцев: почему вообще растут тарифы? «Я готова платить больше, - говорит жительница Советского района Мария Серова. - Но пусть мне объяснят, на что уходят мои деньги. Возможно, увидев расчеты, я сама соглашусь с тем, что повышение цен за ЖКУ неизбежно. Все, что я прошу: увидеть, как мне насчитывают платеж!»

Требование, надо сказать вполне разумное. Впрочем, и далеко не все поставщики коммунальных услуг скрывают от своих клиентов принципы своих расчетов. К примеру, у специалистов Нижегородской сбытовой компании нам удалось добиться подробных комментариев относительно расчетов за электроэнергию.

Любое изменение тарифа начинается с… закона. Поставщики услуг могут сколько угодно доказывать, что им необходимо повысить цену на то же электричество, но, если их потребности выходят за рамки установленных законом норм, придется усмирять аппетит. А закон (точнее, Федеральная служба по тарифам) говорит: для каждого региона России существует свой ценовой диапазон, в рамках которого уже региональная служба по тарифам формирует конечную цену продукта». И предприятия, работающие на рынке, должны принимать эти правила игры.

К примеру, стоимость электричества для населения может изменяться только один раз в год и не больше, чем на 6 процентов (поскольку в 2013 году изменения произошли не в январе, а в июле, тариф повысился на 12 процентов - в среднем по году нижегородцы в любом случае заплатят больше на 6процентов, чем в 2012-м).

С предприятиями разговор отдельный, цены на электричество для них зависят от стоимости электроэнергии на оптовом рынке и могут изменяться каждый месяц.

Путь к дому. Вообще, прежде чем осветить лампочкой прихожую нижегородской квартиры, электроток проходит довольно длительный путь до конечного потребителя. Все начинается на электростанциях, вырабатывающих ток (в Нижегородской области, к примеру, львиная доля электричества поступает от ГЭС на Горьковском море). После того, как энергия сгенерирована (то есть произведена), она сначала по магистральным линиям высокого напряжения, затем по кабельным линиям транспортируется сетевыми компаниями до мест потребления. Планирование необходимого количества электроэнергии в каждый час каждого дня, покупку ее у генерации, заключение соглашений о транспортировке с сетевыми компаниями, продажу потребителям, а также все расчеты осуществляют сбытовые компании, которые работают непосредственно с потребителями.

Если переложить процесс доставки электричества на железнодорожные «рельсы», получится, что генерирующие компании - те, что добывают электрический «груз» и наполняют им вагоны, сетевые - везут этот «груз» по рельсам до крупных вокзалов и небольшими грузовичками - по домам нижегородцев, и сбытовые компании - осуществляют закупочную и коммерческую логистику: определяют потребность в «товаре», закупают и оплачивают его, оформляя соответствующим образом и доставляя всю необходимую «грузовую» документацию.

Схема эта, конечно, упрощенная, но суть отражает верно. И понятно, что в расчете на один килограмм груза везти «посылку» большими вагонами по рельсам - дешевле, чем городскими грузовичками по улицам мегаполиса. Причем чем мельче грузовик, тем дороже килограмм перевезенного им груза.

Оплата крест-накрест. Но вернемся к электричеству. Здесь тоже работают разные «каналы поставки». Электроток, который идет предприятиям, передается по сетям высокого напряжения. До жилых домов электричество добирается по сетям низкого напряжения, и доставка эта всегда оказывается более дорогой, чем транспортировка электроэнергии для промышленных предприятий.

Если назвать вещи своими именами, жильцы домов получают электроэнергию дороже, чем покупают. Те суммы, которые мы видим в своих платежках, не покрывают всех расходов на доставку электроэнергии нижегородцам. Понятно, что энергетики не могут работать себе в убыток. Поэтому недостающую сумму за каждого жителя Нижнего и области доплачивают предприятия. В экономике это явление носит название перекрестное субсидирование.

Вообще, перекрестное субсидирование – дело не последних лет. По точно такому же принципу строилось начисление электроэнергии и в советские годы. Да и в целом весь Советский Союз с его многочисленными бесплатными и полубесплатными благами служил примером такого рода субсидирования.

Впрочем, история СССР показывает, что с такого рода распределением ответственности в светлое будущее попасть довольно сложно: да, блага были, но промышленность из-за веригами повисшей на ней социалки полноценно развиваться не могла. Отставание от стран, которых принято называть цивилизованными, становилось все заметнее,  экономические показатели с каждым годом становись плачевнее, пока все не закончилось так, как закончилось.

Современный бизнес настаивает на отмене субсидирования, мотивируя это сложной системой аргументации, которую можно свести к краткому: «Предприятие нуждается в развитии, а при отсутствии свободного капитала осуществить это весьма сложно».

Очевидно, что на столь непопулярный шаг власть в одночасье не пойдет. По подсчетам экспертов, полная стоимость потребленной электроэнергии может оказаться в два раза больше той суммы, что граждане привыкли платить за свет сегодня. Более того, даже среди представителей бизнеса нет единодушия насчет отмены перекрестного субсидирования. Часть предпринимателей уверена, что его следует оставить до тех пор, пока не придет четкое понимание, каким образом можно снизить себестоимость вырабатываемой электроэнергии.

В любом случае, если перекрестное субсидирование и будет когда-то отменено, случится это далеко не завтра, и процесс перехода на оплату «по факту» растянется на годы. Хочется надеяться, что появятся и новые субсидии государства – для тех жителей страны, кто в принципе не сможет полностью рассчитаться за свои расходы на электроэнергию.

Что входит в тариф? Тариф на электричество – это не просто некая сумма, обозначенная как догма. Тариф складывается их трех основных составляющих. Больше половины его (как правило, около 65 процентов) составляет цена электроэнергии на оптовом рынке. Она не зависит ни от региональных властей, ни от региональной же службы по тарифам. Примерно 30 процентов - это расходы сетевых компаний. Оставшиеся 4 процента уходят сбытовикам: тем, кто непосредственно работает с абонентами и кто зачастую ассоциируется у них со всей энергетикой в целом. Есть еще обязательные платежи различным инфраструктурным организациям, но их доля в общей стоимости тарифа незначительна.

Если расходы сетевиков и сбытовиков Региональная служба по тарифам может контролировать, то цена на само электричество свободна. Она может расти, падать, стоять на месте – под нее приходится подстраиваться и сетевым, и сбытовым компаниям. Но, поскольку в любой экономике цены имеют свойство плавно расти (падают они только в период кризисов), постепенно приходится повышать и тарифы.
И поэтому же в платежках за июль нижегородцы увидят новые (не самые приятные, хотя вполне обоснованные) цифры.

Те, кто проживает в городских населенных пунктах в домах с установленной газовой плитой и имеет однотарифный счетчик, будут платить по 2, 72 рубля за киловатт-час в пределах социальной нормы и 4,84 рубля за израсходованную электроэнергию сверх социальной нормы.

В домах с двухтарифными счетчиками расчет пойдет такой: день – 2,76 рублей (социальная норма) и 5,21 рублей (сверх нормы), ночь – 1,35 рублей (социальная норма) и 2,70 рублей (сверх социальной нормы).

Владельцы трехтарифных счётчиков будут платить по схеме: пиковая зона – 2,80 рублей (соцнорма), 5,54 рубля (сверхсоцнормы). Полупиковая зона – 2,29 рублей (соцнорма), 4,56 рубля (сверх соцнормы). Ночная зона – 1,35 рублей (соцнорма), 2,70 рублей (сверх соцнормы).

Городские жители домов с электроплитами и сельское население по традиции платят по более низким тарифам.
Одноставочный тариф: 1,90 рублей (соцнорма), 3,39 рублей (сверх соцнормы).

Двуставочный тариф: День – 1,93 рубля (соцнорма) и 3,65 рублей (сверх соцнормы). Ночь – 0,95 рублей (соцнорма) и 1,89 рублей (сверх соцнормы).

Трехставочный тариф: Пик – 1,96 рублей (соцнорма), 3,88 рублей (сверх соцнормы). Полупик – 1,60 рублей (соцнорма) и 3,19 рублей (сверх соцнормы). Ночь – 0,95 рублей (соцнорма) и 1,89 рублей (сверх соцнормы).

Больше информации на сайте: www.nsk.elektra.ru

...

  • 0

Популярное

Последние новости