Наверх

Неидеальная мама

А бывают ли идеальные мамы? В этой статье я расскажу о своем опыте и своем материнстве.

Сейчас модно делать из детей гениев. Развивашки, кружки, секции начинают становиться панацеей для мам, как только ребенку едва исполняется год. Как, вы не ходите рисовать песком? Не занимаетесь развитием всех талантов сразу? Вы явно плохая мать. Мода на суперраннее развитие и создание из этого культа - настоящая зараза какая-то. А ведь, если подумать, это банальное зарабатывание денег на мамочках в декрете, которым просто хочется быть как все.

Я никогда не занималась развитием детей, потому что так делает Маша или Аня. Не штурмовала развивашки, не мучила детей с шести месяцев карточками и алфавитом. Я просто пошла учиться, поскольку в свои 22 года я понятия не имела, что делать вот с этим мелким человеком в пеленках, который сурово смотрит на меня своими черными глазенками и требует внимания. Как не наломать дров, ведь сказать: «Блин, с этим не вышло. Рожу еще парочку и попробую на них другие методы развития» – это не мой вариант. К тому же, старший сын родился с тяжелой травмой шеи. Вопросы физической реабилитации были куда важнее того, будет ли он в год отличать киви от картошки. 

Тогда я перелопатила кучу литературы, разных методик и умных книжек. Метод Марии Монтессори показался мне наиболее интересным с точки зрения обучения детей с тяжелыми патологиями развития. И закрутилось. Оставив годовалого Славку на маму и мужа, я уехала на пару недель в столицу слушать вводный курс у семьи профессоров. Одной из первых мыслей, которую мне вложили в голову, было то, что ребенок – не есть центр мироздания. Что семья не вращается вокруг ребенка, и на первом месте стоят отношения муж – жена, а не маниакальное желание возведения детей во главу интересов семьи. Что-то внутри меня было очень против этой идеи. Потому как до этого весь мой мир крутился вокруг сына. Все разговоры дома так или иначе сводились к тому, сколько поел, поспал, как сходил в туалет, простите. А ведь и правда: два человека, создавая семью, не об этом мечтали наверняка. Дети – это очень здорово, но ни тогда, когда весь твои мир, мозг, желания вращаются вокруг них. Так и себя потерять недолго. Поэтому тезис был мной осмыслен и принят.

Другим важным моментом обучения, стало понимание того, что развитие детей проходит согласно определенным периодам. И у каждого - они наступают в определенное время. Например, созрел ребенок до чтения - пожалуйста, давай читать! Письмо - пожалуйста! И далее по пунктам. Поэтому все эти развивашки всего и сразу - не несут никакой пользы. Ну если не считать, что мама получает моральное удовлетворение от чувства выполненного долга.

"Помоги мне сделать это самому" - один из главных тезисов, который надо было принять. Сложно. Потому как есть наш, еще советский мозг, которому сложно смотреть, как ребенок ест руками суп, размазывая его по себе, столу, одежде. Он обязательно научится есть ложкой. Сам, без помощи. Главное - показать, как ешь ты, что еда не летает по кухне при этом.

С творчеством все еще смешнее. Дети – очень умные создания, и фальшь и лесть они прекрасно распознают. Для чего восхищаться каракулями? Вы думаете, что ребенок не понимает, что он рисует хуже Рафаэля или Леонардо? Понимает. И старается приблизиться к желаемому результату. А тут сердобольный взрослый начинает устраивать театр одного актера, фальшиво восторгаться корявым яблоком, похожим больше на грязную лужу, разлитую на бумаге. Так мы теряем доверие в глазах маленького человека. Он знает, что мы врем. Что он плох в живописи, и надо это дело бросать. Осознанное творчество - это в возрасте 5-7 лет. Индивидуально: плюс-минус год. Все остальное – игра.

Славик у нас растет очень интересным парнем. Ему 8, он отличник в школе и уже третий год ходит в музыкалку. Выбирал исключительно все сам: начиная от инструмента, заканчивая педагогом. Никогда не заставляли его учиться. Да и вообще не заставляли. Он сам рано начал читать, а писать не хотел никак. Вот совсем. Лет в 6 сам начал выводить печатные буквы, переписывая страницы любимых книг. В три года он был совершенно адекватным человечком, который мог сам поесть, переодеться, говорил на русском и английском языках и пел песни Кипелова на весь дом. При этом его никто не дергал, не таскал по центрам раннего развития гениальности и сверхспособностей. Просто мы жили и радовались, бегали по лужам, разглядывали жуков, не запрещали смотреть телевизор и есть сладости. Может, я и плохая мама, но я хотела дать сыну максимум свободы, чтобы обучение было для него нормой, а не стрессом или чем-то особенным. Мы не садились с ним за уроки, он просто занимался тогда, когда морально и физически был к этому готов.

Истерик он мне не устраивал никогда. Всегда четко знал правила поведения и запреты (из разряда угрожающих жизни и здоровью в основном).  Я без мук совести отвозила его к бабушке в деревню на пару недель и посещала время себе и мужу. Тоже нужно иногда. Помню, как вешала на холодильник правила для всех протестующих бабушек. Сейчас это смешно вспоминать, но тогда выхода не было. Написано было много, суть была в том, чтобы не помогать ребенку против его воли, позволить ему самому есть/спать/играть и даже, о, Боже(!), самому стирать одежду и мыть посуду!

Второй ребенок (1,5 года) появился в нашей семье и как-то сразу очень органично вписался. Сын принял дочку без истерик и ревности, я никогда не переживала на этот счет. Малявка, ясное дело, требует времени на уход, и тут старший подключился к помощи. Я никогда не запрещаю ему помогать. Наоборот, благодарю за любую инициативу и рассказываю ему, как именно и чем он помог мне сейчас.

А еще я ужасная мать в вопросах быта. Работающая мама - горе в семье))) Мне просто некогда создавать вокруг ребенка зону повышенной микробной безопасности. У нас живут/спят/иногда даже едят из одной тарелки собаки и дети, вечно волосатый кот трется под ногами. Дочка бегает босиком по газону и лопает смородину с куста, горох и огурцы. Не болеет. Антипрививочную политику я не поддерживаю в корне. Своим детям я делаю все медманипуляции, положенные по возрасту. Разве что иногда предпочитаю не тратить свое время и нервы на походы в поликлинику, в платной быстрее. Когда есть возможность и нет времени - проще обратиться к ним. Мне так проще.

Вообще, не люблю усложнять жизнь ни себе, не детям. Мы просто живем. Живем каждый своей жизнью, учитывая интересы и потребности друг друга. Я имею четкое мнение насчет воспитания свободных и счастливых детей, которые сами выберут свою дорогу. Никому не навязываю. Нам с моим мнением и так хорошо живется. И это здорово, когда вся семья разделяет твое видение ситуации, а не палки в колеса вставляет.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru