«Лента.ру»: «Нижегородского судью назвали «козлом», это показывает наш футбол»
Вчера, 18 марта, в Грозном состоялся матч между «Тереком» и «Рубином». Судья-нижегородец Михаил Вилков удалил с поля капитана «Терека» Ризвана Уциева. После этого решения из комментаторской кабины на него посыпались оскорбления. Напомним, ProGorodNN уже писал об этом.
Позже за инцидент на своей страничке «Инстаграме» извинился глава Чеченской республики Рамзан Кадыров: «Игра была просто ужасной из-за предвзятости судьи. Беспричинная вторая желтая Уциеву, неназначенный пенальти - он сделал все, чтобы изменить ход игры. Я буду добиваться тщательного расследования действий арбитра. Извиняюсь перед всем футбольным миром за то, что сказал сгоряча. Но не перед арбитром: он заслужил имя «продажный». Это уже не первый случай. Пусть знает, что грозненский «Терек» за честный, а не продажный футбол!»
Лента.ру опубликовала аналитическую статью о произошедшем. Приводим текст материала в оригинале.
«Это видео можно смотреть бесконечно. Концовка скучнейшего матча «Терек» — «Рубин», 87-я минута. Судья Михаил Вилков удаляет за грубый фол капитана «Терека» Ризвана Уциева. Трибуны негодуют, но тут из динамиков раздается: «СУДЬЯ ПРОДАЖНАЯ! КОЗЕЛ ТЫ!» Болельщики отзываются общим воплем восторга, комментатор Василий Уткин только и повторяет: «Ничего себе... Ничего себе». И его можно понять: подобных случаев не могу вспомнить в истории ни российского, ни советского футбола. Роль комментатора в радиорубке довольно проста: составы надо объявлять, авторов голов да замены. В Грозном значение этого человека поднялось на небывалый уровень.
Конечно, сторонним болельщикам очень хотелось бы, чтобы автором вопля был Рамзан Кадыров. Уж больно это соответствует образу главы Чечни в массовом сознании. Но это, скорее всего, не так. От радиорубки до вип-ложи должно быть довольно большое расстояние. Косвенное же признание Кадырова в его знаменитом уже инстаграме вызвано, очевидно, желанием спасти от ответственности того сотрудника стадиона, который не сдержался и выкрикнул эту фразу.
И вот двойственное ощущение по итогам остается. Скандал? Да. Прецедент? Похоже на то. И в то же время мы что-то новое узнали о российском футболе? Да боже упаси: судьи с трибун и не такое в свой адрес слышат.
А тут всего лишь «козел», пусть и громко. Контрольно-дисциплинарная комиссия оштрафует «Терек» на несколько сотен тысяч рублей, что будет соотносимо со штрафами за различные провинности других российских клубов. Тот же Грозный славен тем, что руководители этого клуба врывались в судейскую комнату с угрозами. В ноябре 2011 года люди в штатском и непонятной униформе избили игрока молодежного состава ФК «Краснодар» Спартака Гогниева за некорректное по местным меркам поведение. Цена вопроса — штраф в 500 тысяч рублей.
По большому счету, с некоторой даже тоской надо признать, что все нормально. Какая страна — такой и футбол. В Грозном новейший, один из лучших в России футбольных стадионов — не во всех странах Европы такие есть. Однако происходит на нем то, что далеко не в каждой стране Европы возможно в принципе. Это тоже цена вопроса. Нормальная цена, если учесть, что предшественники «Терека» из футбольного клуба «Эрзу» в 1994 году из первой российской лиги направились прямиком на войну. С русскими, что характерно.
Мало кто обратил внимание на не менее серьезный, на мой взгляд, инцидент в Махачкале. Во время первого матча, который «Анжи» играл на своем прекрасном и новом стадионе, футболист Шамиль Лахиялов, долгие годы выступавший за дагестанский клуб, демонстративно смотрит в сторону во время исполнения гимна России. Его брат — Мурад Лахиялов — был лидером ваххабитской группировки «Джамаат Шариат», в 2005 году его уничтожили. Этот инцидент и до контрольно-дисциплинарной комиссии вряд ли дойдет: там эксперты по футболу сидят, а не по межнациональной политике.
Российский футбол — это в первую очередь даже не игра, потому что интересных игр мало. Те же «Терек» с «Рубином» 90 минут мучились, а не играли. Это довольно хорошее зеркало, и в него интересно смотреть. Категорическая неприязнь к кавказским клубам в Москве — привет с Манежной площади 2010 года, да и то не с нее все началось, просто уж очень история показательная. Выглядящие пришельцами знаменитые иностранные тренеры и игроки, которые очень быстро понимают правило номер один: лишнего про внутреннюю кухню не говорить. Контракт закончится, на родину вернешься, там и поговоришь. Если смелый. Постоянные подозрения в договорных матчах. Стремление, чтоб все как в Европе, только бэкграунд назад тянет.
Так что крик про судью-козла — это явление того же порядка, что и подорожавший за время строительства с 6,7 миллиарда до 43,8 миллиарда рублей стадион в Санкт-Петербурге. До сих пор недостроенный и крайне неудобно — чисто географически — расположенный. И то, и другое — просто иллюстрация, зарисовка о быте и нравах.
После инцидента в Грозном как-то с особенным, немного мрачным удовольствием ждешь Чемпионата мира в 2018 году. Чтоб наши вышли в финал против каких-нибудь непобедимых испанцев. И чтоб за пару минут до конца матча при счете 1:1 из всех динамиков «Лужников» раздалось: «СУДЬЯ ПРОДАЖНАЯ, ПЕНАЛЬТИ НАЗНАЧАЙ, ГАД, КОЗЕЛ, ФАШИСТ!» И чтоб судье казалось, что это он не голос со стадиона слышит, а голос бога слышит. И чтоб был забит после этого решающий гол, и чтоб трибуны умирали от восторга.
Тогда мы попадем в историю — как обычно в нее попадаем. С треском».