IT-специалист: «Мы программируем будущее»
Накануне дня рождения нижегородской Школы информатики «ВЕКТОР » мы побеседовали с директором Игорем Уточниковым
Школа информатики «ВЕКТОР » успешно работает седьмой год. Это частное образовательное учреждение дополнительного образования детей в Сарове и Нижнем Новгороде. Именно здесь учащиеся школ получают необходимые знания об IT-технологиях, вычислениях на суперкомпьютерах и робототехнике. Школа «выращивает» IT-специалистов, дает им максимум знаний и навыков, так необходимых для собственного развития в отрасли современных IT-технологий.
Почему одаренные «айтишники» уезжают?Удержать выпускников школ, лицеев и гимназий, победителей всевозможных олимпиад, призеров школьных конференций в родном городе Саров становится сложнее с каждым годом. В чем проблема? Объясняет Игорь Уточников, один из основателей и директор Школы информатики «ВЕКТОР ».
– Российские компании конкурируют с зарубежными за специалистов на глобальном рынке труда. Старшекурсники, как правило, уже работают, и «охота за мозгами» разворачивается уже на младших курсах. Думаю, что года через три поиск сместится в школы. Прорывные инновационные суперкомпьютерные технологии требуют огромного количества специалистов в различных областях – математиков, физиков, биологов, химиков и IT-специалистов.
Чтобы создать такие продукты, как антивирусы, системы распознавания, системы интернет-поиска, социальные сети, «искусственный интеллект» требуются тысячи высококлассных специалистов, потребность в которых постоянно растет. Одной только известной нижегородской аутсорсинговой компании необходимо каждый год порядка двухсот программистов.
Как же компании решают эти вопросы, ведь «заманивать» кадры, бесконечно увеличивая заработную плату, экономически невыгодно? Например, крупные компании создают кафедры или отдельные профильные факультеты, и даже целые вузы под свои задачи! Если мы хотим, чтобы Нижегородская область развивала IT-индустрию, она должна состоять не только из множества достаточно крупных промышленных предприятий, но и в том числе предприятий чисто IT-профиля. Количество занятых в промышленном программировании специалистов достигает несколько тысяч. Следовательно, без мощного и качественного образования просто не обойтись.
Мировой рынок промышленного программирования – огромен и исчисляется сотнями миллиардов долларов. Не секрет, что топ-лист самых крупных компаний занимают именно IT-компании, оставив далеко позади нефтегазовую отрасль, металлургию и машиностроение.
Нефть в Нижнем Новгороде пока еще не нашли, а доменные печи строить – возврат в железный век. Следовательно, растить специалистов для IT-предприятий – самое перспективное дело. Наш лозунг: IT-специалист – со школьной скамьи!
Мотивация растиПроцесс «выращивания» IT-специалиста приближается к десяти годам (дополнительное школьное образование, университетское, стажерские практики – интернатура). Но важнее другое – должна быть мощная внутренняя мотивация на такое длительное обучение (да и вообще на постоянное обучение – потому что раз и навсегда обученных IT-специалистов не бывает), и на возврат вложенных в специалиста инвестиций тем, кто его «выращивал». И такой интерес – мотивация – закладывается еще в школьном возрасте.
Что происходит сейчас? В обучение вкладываются в основном родители и даже сами дети! Я знаю примеры, когда школьник работал и заработанные деньги нес в частную школу и репетиторам, помогал и себе, и родителям. Естественно, став специалистом и экспертом в своей области, он теперь работает на компании (как правило, иностранные), где условия труда наиболее привлекательные. Это называется скрытая эмиграция: человек живет в России, но работает уже не на Россию. И тут дело не только в деньгах, не менее важно живое дело. Поверьте, программисты – люди творческие и даже очень большими деньгами на монотонной и скучной работе их долго не удержишь.
Как переломить ситуацию
Необходимо сделать конкурентную заработную плату, сравнимую с мировой в данных областях – это в первую очередь. Второе – на порядок повысить качество образования.
Любая школа – высшая, общеобразовательная, дополнительного образования – это, прежде всего, учителя, методики преподавания, атмосфера – дух самой школы, традиции. Вот и надо вкладываться в преподавателей, в современные методики. Специализированная школа при вузе – это же реальный поставщик «умных голов»!
В нашей стране есть такие школы, например, лицей информационных технологий №1533 в Москве. Но это все единичные явления, в них нет системы, нет всех ступеней подготовки ITспециалиста. Поэтому мне ближе системы с уже выстроенным обучением и десятилетиями отточенными методиками, только эти системы – из других областей знания.
Это системы музыкального образования (музыкальная школа – училище – консерватория), спортивной подготовки (детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва интернатного типа), военного образования (Суворовские, Нахимовские училища, высшие военные училища и академии), медицинского образования. Очень полезен здесь может быть уникальный опыт Специализированного учебно-научного центра МГУ – физико-математической Школы им. А.Н. Колмогорова, а еще – опыт быстрой наработки инженерной элиты для авиапромышленности в Советском Союзе – через авиамодельные кружки, кружки технического моделизма, которые работали в каждом городе во дворцах пионеров и станциях юных техников.
У всех этих систем есть общие и, несомненно, лучшие черты – создание условий для сильнейшей мотивации к обучению сначала родителей, а потом самих детей, масштабирование методик преподавания по всей стране, система воспроизводства преподавательских кадров.
Итог: что же делать?Надо создать систему непрерывного IT-образования, начиная с дополнительного профильного школьного образования и заканчивая верхними уровнями высшего (магистратура) и послевузовского. Все предпосылки для того, чтобы Нижегородская область стала первым в этом непростом деле – есть: система высшего образования Росатома, ННГУ им. Лобачевского, НГТУ им. Алексеева, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ, ВНИИЭФ, Школа информатики «ВЕКТОР », лицеи и гимназии, система олимпиадной подготовки школьников. Осталось наладить связи и выстроить логическую систему обучения и практики. Школа информатики «ВЕКТОР » готова выступить катализатором этих идей.
Мы можем стать центром наработки эффективных методик, практик, чтобы постепенно масштабировать наш опыт на всю Россию. Если в каждом городе будет своя Школа информатики, то задача по переходу к 2020 году на инновационную экономику, поставленная нашим правительством, будет выполнена.
Напомним, ранее на портале ProGorodNN.ru мы писали о том, что ученики Школы информатики «ВЕКТОР » прошли обучение в Анапе